Федор Васильев — небо торжествует над землей

Русская пейзажная живопись поднялась до небывалых высот в XIX веке. Живописцы разъезжали по городам и весям, стремясь передать в своих картинах таинство русской природы. У многих был свой яркий стиль, их полотна замечали и отмечали любители живописи, но, пожалуй, никто не смог выразить драматизм природы так, как это сумел сделать Федор Александрович Васильев.


Васильев выходец из семьи петербургского мелкого почтового чиновника. Поскольку до наших дней не сохранилось документальных источников, достоверно подтверждающих обстоятельства его рождения, родиной живописца принято считать Гатчину, а датой рождения, по свидетельствованию первых биографов, – 22 февраля 1850 года.

Федор Васильев — небо торжествует над землейФедор проявляет интерес к живописи, будучи совсем юным. Он срисовывает иллюстрации с журналов, а уже в десять лет сам пишет маслом. Казалось, энергии его нет предела – в каникулы он подрабатывает помощником почтальона, в двенадцать лет служит на главном почтамте за небольшое жалование.

Когда у пятнадцатилетнего Васильева умирает отец, на плечи юноши ложится забота о младших братьях, сестре и овдовевшей матери. Тяготы жизни казались неимоверными, он оставляет службу и нанимается на работу к реставратору из Академии художеств.

Федор Васильев — небо торжествует над землейОднако даже сейчас Федор успевает заниматься любимым делом – рисованием. Он поступает в Рисовальную школу, существующую при Обществе поощрения художников. Учеба в школе давалась непросто, так как ее приходилось совмещать с работой. Однако это позволило Васильеву оказаться в среде известных художников.

Во всех его картинах небо явно торжествует над землей, оставляя последней лишь неясные черты своего пребывания. Земные детали, правда, выражены мастерски. Даже при ближайшем рассмотрении очень трудно найти следы мазка, кисть художника будто целиком схватывает земное пространство.

Федор Васильев — небо торжествует над землейНебо у Васильева живет отдельной от земли, собственной жизнью. То обещает что-то своей безмятежной лазурью, то вдруг грозно пугает свинцовой хмарью облаков, то бросает нам из какой-то чудной высоты луч надежды. Небо – главный драматург жизни, и земля со всем своим многообразием, со всеми своими красотами не властна над ним.

Писать портреты высоких особ ему было неинтересно, да и люди на пейзажах Васильева всегда играли второстепенную роль, они лишь детали грандиозных, подчас космических картин природы, которые одни только и волновали живописца.

Федор Васильев — небо торжествует над землей«Чудо-мальчиком» называл художника Илья Ефимович Репин, считавший себя его учеником. «Мы рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Он был для всех нас превосходным учителем» – писал он. Гениальным мальчиком остался Федор Александрович и в памяти его учителя Ивана Николаевича Крамского.

Знаменитая «Оттепель» – одно из самых знаковых произведений Федора Васильева, полотно, принесшее ему славу и ставшее причиной неизлечимой болезни. Все началось еще зимой – Васильев подхватил простуду, потому что легкомысленно ел снег, будучи разгоряченным катанием на коньках.

Федор Васильев — небо торжествует над землейНе дождавшись выздоровления, Федор со своим другом поехал в Финляндию «перекрикивать водопад». Шальные друзья становились по обе стороны бурного потока и до хрипоты перекликались, стараясь преодолеть стихию. Вскоре у художника начался сильный кашель.

Однако Федор не придавал этому значения, да и вообще подумать о себе было некогда, поскольку он был увлечен приближающейся весной, и наступающее потепление требовалось разглядеть в мельчайших деталях – каждое изменение природы каждого нового дня.

Федор Васильев — небо торжествует над землей«Оттепель» была закончена в 1871 году. В том же году картина удостаивается высшей премии на конкурсе, проводимом Обществом поощрения художников. «Оттепель» стала настолько успешной, что ее немедленно приобрел Третьяков. Вот только живописец встречал успех уже безнадежно больным – у него стали проявляться первые признаки туберкулеза.

Ялта – последнее пристанище Федора Александровича. Пока болезнь позволяла, Васильев, охотник к перемене мест, без устали путешествовал по Крыму и без конца рисовал, стараясь отобразить уникальную природу этого края.

Федор Васильев — небо торжествует над землейВдохновленный художник пишет Крамскому: «Боже мой, что это за край! Тепло, светло, ароматно. Совершенно особое состояние воздуха… О, Крым, что за погоды, что за поэзия. Солнце не щадит тепла и света, свежесть первого дня творения…». Полотна, созданные им в этот период, являются своеобразным живописным путеводителем по Крыму.

На очередном конкурсе всех потряс последний шедевр Васильева, картина «В крымских горах». Это было начало какого-то нового направления в искусстве. Потрясенный и немного растерянный Крамской пишет восторженный отзыв:

Федор Васильев — небо торжествует над землей

«Что-то туманное, почти мистическое, чарующее. Точно не картина, а какая-то симфония в ней доходит до слуха оттуда, сверху. Настоящая картина – ни на что уже не похоже, никому не подражает, и нет ни малейшего даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой…»

Федор Васильев умер 6 октября 1873 года 23 лет от роду. Крамской в 1874 году устроил в Петербурге его посмертную выставку, и все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы еще до ее открытия…


По материалам «РОССИЯ – КУЛЬТУРА»

Федор Васильев — небо торжествует над землей: 1 комментарий

  • 04.06.2018 в 21:02
    Permalink

    Я когда-то готовила о Васильеве реферат и помню, как была удивлена. «Перед грозой», «Вечер…», «Облака..», «После дождя» — сколько можно написать таких пейзажей? Ну, по одному-два. Но за одинаковыми названиями, одинаковыми состояниями, явлениями природы этот гениальный художник раскрывает такое богатство, такое разнообразие, и каждый раз — неповторимый шедевр, такой что даже от репродукций взгляд не оторвать.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *