Природа — основа человеческой нравственности

«Индустриальная революция – это нравственное падение» – Так высказывался о переменах, происходивших в Англии в XIX веке, гуру искусства тех времен Джон Рёскин. Он был против бездушности, возникшей в результате коммерциализации Викторианской эпохи. В появлении фабрик Рёскин видел начало духовного разложения для Британии.

Industrial Revolution

По словам Рёскина, люди потеряли свою индивидуальность и связь с природой. Индивидуальная креативность человека теперь не важна, на него нацепили стандартную униформу. Люди утратили образ природы, они стали рабочими машинами.


Рёскин осуждал фабрики с нечеловеческими условиями труда, отделявшими человека от самого себя, от его природы. Поэтому он поддерживал новый стиль искусства, появившейся в пятидесятых годах XIX века. Приверженцы этого стиля назывались прерафаэлитами.

Прерафаэлиты

Природа была одной из главных тем, они показывали ее сияющей, сверх детализированной. В жизни она уничтожалась, но в новом искусстве от нее некуда было деваться. Зрителю приходилось принимать ее во внимание. Все прерафаэлиты читали книги Рёскина, приняли его идею о том, что мир становится бесчеловечным.

Прерафаэлиты были группой людей, не поддерживающейся общепринятых правил и условностей викторианской эпохи. Они придумали собственные, хотели изменить мир, хотели чего-то нового. С помощью творчества они хотели вернуть утраченную человечность.

Прерафаэлиты

Рёскину нравилось, что прерафаэлиты пытаются сделать знакомое свежим. Они так внимательны к деталям не потому, что хотят показать свое мастерство, они хотят показать, как необычна наша реальность, если отбросить привычку видеть только необходимое.

Сегодня мы не считаем прерафаэлитов бунтарями или провокаторами. Они кажутся нам вполне традиционными художниками, потому что писали очень понятно. Такое искусство нравится тем, кто не любит современное искусство. Однако в середине XIX века оно и было современным.

Одна из известнейших картин того времени – «Христос в родительском доме». На ней работа взаимосвязана с природой. Природа прямо за окном, рабочее место открыто, для того чтобы ей любоваться. Мы словно слышим голос Рёскина, говорящего о том, что его всегда волновало – работа, природа, человечность, судьба мира.

ПрерафаэлитыМы видим здесь трогательного Иисуса, видим, что каждый из объектов светится индивидуально, но все они подчинены общему порядку, не жестокому, а естественному и человечному. Картина словно говорит нам: открой глаза, посмотри что вокруг.

Но люди викторианской эпохи были шокированы тем, что члены святого семейства работают, у них грязные ноги, они худы, они – рабочий класс. Эта картина вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.


Однако Рёскин, будучи влиятельным историком искусства Англии, дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку и в определённой степени спас положение. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет».

Прерафаэлиты

Рёскин и прерафаэлиты важны и сейчас тем, что считали природу основой человеческой нравственности. В наши дни природа угрожает нам за то, что мы сделали, наш страх глобальной катастрофы отчасти справедлив, мы действительно уничтожили природу, хотя отчасти это метафора – мы разрушаемся изнутри, мы ведем войну с самими собой.

Природа – основа человеческой нравственности, а искусство призвано восстановить связь с природой, которую мы потеряли в жизни…

Природа — основа человеческой нравственности: 7 комментариев

  • 07.03.2018 в 00:44
    Permalink

    Спасибо. Интересная статья. Познавательный ресурс. Буду продолжать вас читать. Нравится, что материал выложен простым, доступным языком, а также очень нравится, что темы очень и очень разные. Успехов вам)

    Ответ
  • 07.03.2018 в 23:10
    Permalink

    Я не уверенна, что искусство поможет восстановить связь с природой. Жители сейчас отдаю предпочтение мегаполисам, а деревни массово вымирают. Люди зависимы от работы и интернета. Они сейчас просто существуют, перестали видеть прекрасное в самых обычных и элементарных вещах. Что же будет дальше?

    Ответ
  • 10.03.2018 в 10:47
    Permalink

    Нужно верить во всё! Только нам под силу изменить ту ситуацию, которая сложилась.Никогда не поздно возвращаться к истокам!

    Ответ
  • 13.03.2018 в 14:19
    Permalink

    Интересно, что прерафаэлиты хотя и призывали к возвращению к истокам, их творчество стало источником для будущих направлений в искусстве — модерна и символизма. И хотя их работы сразу не имели успеха, идеи, которые они продвигали актуальны и в нашем динамичном даже слишком урбанистическом веке.

    Ответ
    • 13.03.2018 в 14:22
      Permalink

      Интересно и то, что впервые в нашей стране выставка прерафаэлитов состоялась всего-то десять лет назад. Так что вы правы — их идеи и творчество сейчас едва ли не более востребованы, чем в их время.

      Ответ
  • 06.05.2018 в 17:37
    Permalink

    Очень понравились картины. У них живая цветопередача. Такое чувство, что нарисовано, бесспорно, красиво, но немного приукрашено. Особое внимание на картине уделяется женской красоте. Женщины получились спокойными, вдумчивыми, таинственными)

    Ответ
  • 10.07.2018 в 00:26
    Permalink

    Если ещё раньше говорили, что люди стали рабочими машинами…то что скажут наши предки о нас современных? Ведь люди подчиняются основным инстинктам, один из которых уже погоня за деньгами( Когда я слышу, какую музыку слушает современная молодёжь я понимаю, что идёт культурная деградация. Современное поколение не знает ни известных художников, ни композиторов классиков… Мы сами разрушаем себя изнутри.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *